21 июня 1923 г. — 15 января 2008 г.

Виталий Кузьмич Дьяченко – широко известный учёный, крупнейший специалист по дидактике, является основателем нового педагогического движения не только в Красноярском крае, но и в России, получившего признание и широкое распространение под названием «Коллективный способ обучения» – КСО. 

Коллективный способ обучения - педагогическая технология детского сотрудничества в которой рождается и развивается личность ребенка.

 КСО – технология, позволяющая каждого ребенка включить в учебно-познавательную деятельность, сделать его успешным через социальную форму обучения где все работают: учатся слушать, учатся задавать вопросы, учатся объяснять, учатся взаимопроверке, каждый работает на всех и все работают на каждого – все включены!

Обучение через общение, общение в парах, в парах сменного состава, чем больше знают мои сверстники, тем больше знаю я!

Виталий Кузьмич является автором почти двух десятков фундаментальных книг по современной дидактике.

Познакомится с материалами биографии, жизни и деятельности можно на сайте Центра становления КСО:  https://clck.ru/33n2fK ;      https://clck.ru/33n2fK

Важнейшее положение дидактики В. К. Дьяченко: «Процесс обучения — материальный процесс!» Это такой процесс, в котором существуют объективные законы развития. Исторически обучение проходит через свои определённые стадии развития.

Сущность обучения, выявленная В. К. Дьяченко: «Обучение есть особым образом организованное общение (звуко-знаковое взаимодействие) людей, в ходе которого воспроизводится и усваивается общественно-исторический опыт, все виды человеческой деятельности», — наиболее точно ухватывает специфику этого самостоятельного явления общественно-исторической практики, позволяет построить остальные понятия дидактики как производные.

15 марта 2023 года объявлен в Красноярском крае единым днём в рамках 100-летия знаменитого  ученного-дидакта, нашего земляка, прославившегося на весь мир как открыватель технологии коллективного способа обучения - Виталия Кузмича Дьяченко. В рамках единого дня на сайте  Северо-Енисейского детского сада 5 оформлены информационные материалы биографии, жизни и работы великого ученого -основателя педагогики детского сотрудничества, через работу в динамических парах.    В старшей группе воспитателем Панковой Е. А. была организована работа в парах по технологии "Ротация станций парной работы".В мероприятии участвовало 12 человек, дети объединились в постоянные пары: мальчик- девочка.

Педагогом было организовано 6 станций:

1.Расскажи сказку "Заячья избушка"-по схеме рассказывание друг другу по очереди;               

2. Игровой лабиринт с пошаговой взаимопроверкой;

3. Дыхательная гимнастика  "Футбол" на артикуляционном коврике забиваем до 2 голов;            

4.Игра для развития мелкой моторики: Кто быстрее съест лапшу?";                      

5. Динамическая игра  на скорость "Перевези груз";     

6. Игра на отработку совместных действий "Попади в цель!"

Пары постоянного состава - прошли  все 6 станций, менялись станциями по условному сигналу педагога - хлопок! Детям очень нравится динамическая  образовательная деятельность в которой решаются в комплексе задачи всех образовательных областей, а также важные воспитательные задачи:содружество, взаимопомощь, взаимопроверка, выстраиваются партнёрские взаимоотношения.